Четверг, 02.05.2024, 00:52

Равенских (Ровенских) Борис Иванович

27. 06. 1912–10. 01. 1980

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор ГИТИСа, главный режиссер Московского драматического Театра имени А. С.Пушкина, Государственного Академического малого Театра

Борис Иванович Равенских (Ровенских) родился 27 июня (14 июня – по старому стилю) 1912 года в Петербурге. Судьба Борису Равенских выпала странная. Он родился в Петербурге, в 1912 году. В его семье всегда любили музыку, играли на разных инструментах и прекрасно пели. Будущий отец Бориса, крестьянин Иван Васильевич Ровенских, пел в церковном хоре в одном из храмов Курской губернии. Увезенного завыдающийся голос в Санкт-Петербург Ивана Васильевича отметил великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Впоследствии Иван Ровенских приобрел славу одного из лучших хоровых церковных певцов. Там же в столице, в храме, он встретил свою будущую жену, петербуржскую графиню Александру Епифановну Соловьеву, которая имела прекрасное музыкальное образование, превосходно играла на фортепиано и пела. У них родилось четверо сыновей, младшим из которых и был Борис Равенских. Борис с детства впитал любовь к музыке, как классической, так и народной. Впоследствии музыка стала одним из главных действующих лиц в его спектаклях.

В семье хранится календарь, подаренный дочери Борисом Ивановичем. Он сам сделал в нём первую запись: «Бабушка твоя, Александра Епифановна Соловьёва, с образованием и много читала. Дедушка, Иван Васильевич Равенских, певец и крестьянин. Они любили искусство. В семье все пели, а дедушка твой до революции даже пел в хоре Мариинского театра в Петербурге. Дома были инструменты: скрипка, гармонь, гитара, балалайка. Отец твой, Борис Равенских, режиссёр-крестьянин так и не полюбил города, а остался весь в деревне. А деревня и режиссер трагически несовместимы,»

Такая любовь к деревне появилась, когда пятилетним ребенком в начале гражданской войны отец увёз Бориса из голодного города в своё родное село Юшково, под Курск. Там прошла юность Равенских. Здесь он научился замечательно играть на гармошке и петь, стал покорителем сердец деревенских девчат. Да и сам он был сродни народной песне.

Городок, где находилась ближайшая средняя школа, назывался Старый Оскол. Кто знает, когда впервые зародилась в деревенском пареньке мечта о театре. В аттестате появится странная для официальной бумаги запись: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству». Вскоре он навсегда оставит Старый Оскол. Его звала мечта о театре. Но всю жизнь до самой смерти Борис Равенских тосковал по родным местам. Образ бескрайнего белого гречишного поля не покидал его всю жизнь.

В конце 20-х годов XX столетия он вернулся в Ленинград, чтобы стать профессиональным актёром. Город ошарашил его. Поначалу в театральный институт его не приняли, сказали, что не хватает образования. И тогда он пошёл в театр рабочей молодёжи – ленинградский ТРАМ.       Сценическую деятельность начал в 1935 году ассистентом Вс. Э. Мейерхольда в ГосТИМе. Первая самостоятельная постановка Равенских – «Галина» Исидора Штока (1938, Современный театр, Москва), затем последовали постановки в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского и Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Уже в комедии Кальдерона, работа над которой велась вместе с Исааком Дунаевским, применил музыкальное оформление в импрессионистическом плане. В 1940–1950-х годах утвердил главенствующее положение музыки в драматическом спектакле («В тиши лесов»; «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, Театр Сатиры, 1950; «Сердце девичье затуманилось» В. Курочкина и Б. И. Равенских, Театр имени К. С. Станиславского, 1959). В последнем спектакле, единодушно не принятом критикой, у Равенских была своя цель: представить внутреннее духовное движение человека через музыку. Здесь же возникла попытка создания поэтического театра, особенно отчётливо подчеркнувшего противоречия режиссёрского почерка Равенских. Тяга режиссёра к лирико-патетическому действу, ощутимая в более ранних спектаклях, в «Сердце девичьем...» обнажила свою противоречивость. В 1956 году поставил в Малом театре «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. В период работы главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960–1970) поставил такие значительные для своего времени спектакли, как «Романьола» Л. Скуарцины (1963), «Повесть о спасённой любви» И. Голосовского (1964), «Поднятая целина» М. А. Шолохова (1965), «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу (1966), «Метель» Л. Леонова (1967), «Воскресенье в Риме» Г. Крамера (1968), «Дуэль» М. Байджиева (1969). Последним спектаклем на сцене Театра имени А. С. Пушкина стала «Драматическая песня» Бориса Равенских и Михаила Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (1971). В названии спектакля выразилась не только главная задача режиссёра, но и его способ мышления. Все выразительные средства театра были пересмотрены с точки зрения их ассоциативных возможностей, укрупнялись и максимально приближались к зрителю все возможные связи человека с социальной средой, зрительская мысль предельно концентрировалась. Спектакль строился на вспышках «моментов истины», которые обнажали духовные устремления героев. В статье, посвященной творчеству Равенских, критики В. Шитова и В. Саппак писали, что Равенских всегда ставит своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию. Сам режиссёр в 1969 году декларировал свое убеждение: «...задача искусства, театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества... Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я». С 1970 по 1976 годы – главный режиссер, с 1976 по 10 января 1980 года – режиссёр-постановщик. В1970 году Равенских возглавил Малый театр, привёл сюда артистов-единомышленников из Театра имени А. С. Пушкина – Алексея Локтева, Всеволода Сафронова, Валерия Носика – и предложил театру свою программу, состоящую из двух линий: одной из них должна была стать современная литература, обнаруживающая стремление понять истоки национальной народной жизни, другой – классика. Последней работой Равенских в Малом театре стал спектакль «Возвращение на круги своя» Ион Друцэ. Идейным стержнем спектакля явилась мысль Толстого (в этой роли выступил И. В. Ильинский) о таинстве духовной жизни человека и о непременности самобытного развития в духовной жизни каждого. В начале 1980-х годов Равенских покинул Малый театр и пришёл в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В 1978 году поставил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а в январе 1980 года получил разрешение на создание собственного театра, в котором надеялся собрать своих учеников.

Преподавал в ГИТИСе, профессор (1977).

Умер в Москве 10 января 1980 года.

 

Публикации о нём

Велехова Н. А. Одна жизнь или история Бориса Равенских  / Н. А. Велехова.  – Москва : Искусство, 1990. – 286 с.

Театр Бориса Равенских : в 2 т. / сост. М. Забозлаева. – Санкт-Петербург : BOREY-PRIHT, 1997.

Т. 1. – 332 с.

Т. 2. – 218 с. : ил.

 

Электронные ресурсы

Ровенских А. Режиссёр Борис Равенских [Электронный ресурс] : реферат/ Алина Ровенских, внучка Б. Равнских ; рук. Е. А Спирина. – Режим доступа. – www/open.worid.me/ – 20. 03 2014 г.

Равенских Борис Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/37964/bio/. – 3. 06. 2014 г.

Равенских Борис: "Задача театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир" : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/37964/bio/. – 3. 06. 2014 г.