27. 06. 1912–10. 01. 1980
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор ГИТИСа, главный режиссер Московского драматического Театра имени А. С.Пушкина, Государственного Академического малого Театра
Борис Иванович Равенских (Ровенских) родился 27 июня (14 июня – по старому стилю) 1912 года в Петербурге. Судьба Борису Равенских выпала странная. Он родился в Петербурге, в 1912 году. В его семье всегда любили музыку, играли на разных инструментах и прекрасно пели. Будущий отец Бориса, крестьянин Иван Васильевич Ровенских, пел в церковном хоре в одном из храмов Курской губернии. Увезенного завыдающийся голос в Санкт-Петербург Ивана Васильевича отметил великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Впоследствии Иван Ровенских приобрел славу одного из лучших хоровых церковных певцов. Там же в столице, в храме, он встретил свою будущую жену, петербуржскую графиню Александру Епифановну Соловьеву, которая имела прекрасное музыкальное образование, превосходно играла на фортепиано и пела. У них родилось четверо сыновей, младшим из которых и был Борис Равенских. Борис с детства впитал любовь к музыке, как классической, так и народной. Впоследствии музыка стала одним из главных действующих лиц в его спектаклях.
В семье хранится календарь, подаренный дочери Борисом Ивановичем. Он сам сделал в нём первую запись: «Бабушка твоя, Александра Епифановна Соловьёва, с образованием и много читала. Дедушка, Иван Васильевич Равенских, певец и крестьянин. Они любили искусство. В семье все пели, а дедушка твой до революции даже пел в хоре Мариинского театра в Петербурге. Дома были инструменты: скрипка, гармонь, гитара, балалайка. Отец твой, Борис Равенских, режиссёр-крестьянин так и не полюбил города, а остался весь в деревне. А деревня и режиссер трагически несовместимы,»
Такая любовь к деревне появилась, когда пятилетним ребенком в начале гражданской войны отец увёз Бориса из голодного города в своё родное село Юшково, под Курск. Там прошла юность Равенских. Здесь он научился замечательно играть на гармошке и петь, стал покорителем сердец деревенских девчат. Да и сам он был сродни народной песне.
Городок, где находилась ближайшая средняя школа, назывался Старый Оскол. Кто знает, когда впервые зародилась в деревенском пареньке мечта о театре. В аттестате появится странная для официальной бумаги запись: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству». Вскоре он навсегда оставит Старый Оскол. Его звала мечта о театре. Но всю жизнь до самой смерти Борис Равенских тосковал по родным местам. Образ бескрайнего белого гречишного поля не покидал его всю жизнь.
В конце 20-х годов XX столетия он вернулся в Ленинград, чтобы стать профессиональным актёром. Город ошарашил его. Поначалу в театральный институт его не приняли, сказали, что не хватает образования. И тогда он пошёл в театр рабочей молодёжи – ленинградский ТРАМ. Сценическую деятельность начал в 1935 году ассистентом Вс. Э. Мейерхольда в ГосТИМе. Первая самостоятельная постановка Равенских – «Галина» Исидора Штока (1938, Современный театр, Москва), затем последовали постановки в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского и Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Уже в комедии Кальдерона, работа над которой велась вместе с Исааком Дунаевским, применил музыкальное оформление в импрессионистическом плане. В 1940–1950-х годах утвердил главенствующее положение музыки в драматическом спектакле («В тиши лесов»; «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, Театр Сатиры, 1950; «Сердце девичье затуманилось» В. Курочкина и Б. И. Равенских, Театр имени К. С. Станиславского, 1959). В последнем спектакле, единодушно не принятом критикой, у Равенских была своя цель: представить внутреннее духовное движение человека через музыку. Здесь же возникла попытка создания поэтического театра, особенно отчётливо подчеркнувшего противоречия режиссёрского почерка Равенских. Тяга режиссёра к лирико-патетическому действу, ощутимая в более ранних спектаклях, в «Сердце девичьем...» обнажила свою противоречивость. В 1956 году поставил в Малом театре «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. В период работы главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960–1970) поставил такие значительные для своего времени спектакли, как «Романьола» Л. Скуарцины (1963), «Повесть о спасённой любви» И. Голосовского (1964), «Поднятая целина» М. А. Шолохова (1965), «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу (1966), «Метель» Л. Леонова (1967), «Воскресенье в Риме» Г. Крамера (1968), «Дуэль» М. Байджиева (1969). Последним спектаклем на сцене Театра имени А. С. Пушкина стала «Драматическая песня» Бориса Равенских и Михаила Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (1971). В названии спектакля выразилась не только главная задача режиссёра, но и его способ мышления. Все выразительные средства театра были пересмотрены с точки зрения их ассоциативных возможностей, укрупнялись и максимально приближались к зрителю все возможные связи человека с социальной средой, зрительская мысль предельно концентрировалась. Спектакль строился на вспышках «моментов истины», которые обнажали духовные устремления героев. В статье, посвященной творчеству Равенских, критики В. Шитова и В. Саппак писали, что Равенских всегда ставит своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию. Сам режиссёр в 1969 году декларировал свое убеждение: «...задача искусства, театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества... Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я». С 1970 по 1976 годы – главный режиссер, с 1976 по 10 января 1980 года – режиссёр-постановщик. В1970 году Равенских возглавил Малый театр, привёл сюда артистов-единомышленников из Театра имени А. С. Пушкина – Алексея Локтева, Всеволода Сафронова, Валерия Носика – и предложил театру свою программу, состоящую из двух линий: одной из них должна была стать современная литература, обнаруживающая стремление понять истоки национальной народной жизни, другой – классика. Последней работой Равенских в Малом театре стал спектакль «Возвращение на круги своя» Ион Друцэ. Идейным стержнем спектакля явилась мысль Толстого (в этой роли выступил И. В. Ильинский) о таинстве духовной жизни человека и о непременности самобытного развития в духовной жизни каждого. В начале 1980-х годов Равенских покинул Малый театр и пришёл в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В 1978 году поставил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а в январе 1980 года получил разрешение на создание собственного театра, в котором надеялся собрать своих учеников.
Преподавал в ГИТИСе, профессор (1977).
Умер в Москве 10 января 1980 года.
Публикации о нём
Велехова Н. А. Одна жизнь или история Бориса Равенских / Н. А. Велехова. – Москва : Искусство, 1990. – 286 с.
Театр Бориса Равенских : в 2 т. / сост. М. Забозлаева. – Санкт-Петербург : BOREY-PRIHT, 1997.
Т. 1. – 332 с.
Т. 2. – 218 с. : ил.
Электронные ресурсы
Ровенских А. Режиссёр Борис Равенских [Электронный ресурс] : реферат/ Алина Ровенских, внучка Б. Равнских ; рук. Е. А Спирина. – Режим доступа. – www/open.worid.me/ – 20. 03 2014 г.
Равенских Борис Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/37964/bio/. – 3. 06. 2014 г.
Равенских Борис: "Задача театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир" : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/37964/bio/. – 3. 06. 2014 г.